Авторизация

Училище в 50-70-е годы

В послевоенные годы училище оставалось одним из крупнейших учебных заведений области. С фронтов Великой Отечественной войны возвращались воины. И за парты рядом с обычными учащимися-школьниками сели солдаты в выцветших гимнастерках с орденскими планками. Не изменили они избранной профессии (Михаил Лунегов и Леонид Ижиков).
K 1949 году в училище обучалось 514 учащихся, было 17 классов. Обучение было платным, но дети участников Великой Отечественной войны освобождались от уплаты. Их было большинство.
Педагогический коллектив училища состоял из 42 преподавате¬лей. Продолжают работать Шеломова В.Н., Шилов В.П., Елькина В.И., Никулин Н.Н., Тачкова З.В., обладающие большим опытом работы. Своей эрудицией, силой влияния на учащихся отличаются такие пре¬подаватели, как Иконникова Ника Федоровна, Симсон Валентина Ивановна, Тимощенкова Матильда Ивановна.
В педагогический коллектив этих лет влились преподаватели, вернувшиеся с фронтов Великой Отечественной войны. Многие из них надолго свяжут свою судьбу с Осинским педагогическим училищем.
Несмотря на суровые жизненные условия военного времени и не менее тяжелых первых послевоенных лет, учебная и воспитательная работа в училище проводилась на высоком уровне. Не случайно 15 преподавателей училища награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Самоотверженный труд коллектива дал хорошие результаты.
Не перечесть имен выпускников этих лет, выдвинутых на руководящие должности, награжденных орденами, медалями, значками отличника народного просвещения. За период с 1948 года по 1956 год в педучилище работали 3 директора: Казанцев И.С., Богомягков В.С. и Ситенов В.А.
Особо хочется рассказать о директоре, который возглавлял коллектив с 1949 года по 1964 год. В этом помогли воспоминания ветеранов труда.
В 1949 году директором был назначен СИТЕНОВ ВЕНИАМИН АЛЕКСЕЕВИЧ. «Весь его вид располагал к нему: высокий, стройный, всегда подтянутый и аккуратный.
Во всем его облике чувствовался бывший военный. Носил он долго темный китель и головной убор военного летчика». (Белова Т.С.)
«В этот год в училище пришло много молодых специалистов в связи с тем, что училище перешло на 4-хгодичный срок обучения. Новый директор проявил к нам внимание, проводил встречи-беседы, говорил о правильном ведении учебной документации, об оформлении кабинетов. На доске объявлений появились сообщения, к кому директор пойдет на урок. Посещал серию уроков у преподавателя, только тогда беседовал. До этого специально изучал соответствующую литературу. Его разборы наших уроков – это были курсы «повышения квалификации». В целях накопления отметок рекомендовал уплотненный опрос, показывал на собственных уроках. Умел защищать преподавателей от незаслуженных нападок. Все сделал для того, чтобы завучу Конторович С.Г. было присвоено звание «Заслуженного учителя» (1961 г.). Ситенов В.А. был признанным лектором, знатоком экономической географии. Обращал внимание на «ухоженность» училищного сада: беседки, хмель, цветы, чистота. Вокруг училища были посажены березы». (Клыкова Е.М.).
«В отношениях с коллективом был корректным, сдержанным, приветливым. Особое внимание уделял воспитанию культуры поведения. Диктовал классным руководителям конкретные правила этикета. Подобную работу вел и со всеми студентами. У него была продумана система работы с коллективом». (Белова Т.С.).
Деятельность Ситенова В.А. воспринималась не всеми однозначно. Так Богомягков В.С. считал, что он для поддержания трудовой дисциплины чересчур увлекался приказами. Как в отношении работников, так и учащихся, регламентировал «все и вся в деятельности коллектива». Был горячим сторонником культа личности, намекал на «врагов народа» в коллективе. Правда, после 1953 года успокоился.
В 1964 году Ситенов В.А. перевелся на работу в Г. Пермь, работал директором мужской гимназии, затем в Институте усовершенствования учителей.
При В.А. Ситенове с 1956 года по 1965 год работала завучем Маргарита Алексеевна Нечаева, преподаватель литературы. Отличалась строгостью, но готова была всегда прийти на помощь коллегам. Переживала за все мероприятия, проводимые в училище. Была приглашена на работу в райком партии третьим секретарем.
В 1964 году директором училища был назначен ЗВЕРЕВ ГЕННАДИЙ МАКСИМОВИЧ (1918-1991 г.г.), проработавший в училище до 1982 г. Его трудовой путь начался в суровые годы войны. Мобилизованный после окончания географического факультета пединститута, он был приписан к военно-интендантской академии, но вскоре, будучи признанным лишь ограниченно годным к военной службе, демобилизован и получил назначение в село Пермь-Серга Пермской области. Время было тревожное, и молодой учитель Геннадий Максимович Зверев не только учил детей, но и активно включился в общественную работу, став внештатным лектором райкома партии. А затем - год работы в качестве завуча Осинской средней школы, и в 27 лет - ее директором. Многие выпускники Осинской средней школы помнят его и как своего учителя.
Организаторский талант Г.М. Зверева в полную силу раскрылся на посту директора педагогического училища. Под его руководством укрепилась материально-техническая база училища, построен первый в районе спортивный зал, лыжная база, 4-этажное общежитие для учащихся, проведено паровое отопление учебного корпуса, строилась столовая. Руководимый им коллектив училища проводил глубокую образовательно-воспитательную работу. Но деятельность его не замыкалась на учебном заведении. На протяжении многих лет он избирался депутатом районного Совета, был бессменным председателем комиссии по народному образованию». (Раскопина Н.А., Клыкова Е.М.).
Заслуги Геннадия Максимовича по достоинству оценены. Он награжден орденом «Знак почета», значком «Отличника народного про¬свещения». Педагогическому училищу он отдал 18 лет своего труда.
С 1969 года завучем училища начала работать РУМЯНЦЕВА ВАЛЕНТИНА КУЗЬМИНИЧНА (р. 1926 г.).
Имея 20-летний стаж работы преподавателя математики и завуча вечерней школы рабочей молодежи, она с присущей ей серьезностью взялась за дело. А работа требовала творческого подхода, так как в эти годы школы и училище:
а) переходили на работу по новым программам, учебным планам, по новым учебникам;
б) училище переходило на кабинетную систему, и предстояла огромная работа методических объединений предметников по сосредоточению фактического и методического материала в кабинетах;
в) предстояло организовать коллектив на поиски новых, наиболее совершенных форм учебно-воспитательной работы. И если учесть, что в училище пришло немало преподавателей,
ранее работавших в школе и не имевших опыта подготовки будущих учителей, тем более учителей для татарских школ, то будет ясно, что педагогическому коллективу предстояла большая работа по совершенствованию учебного процесса, методов ведения урока.
С целью совершенствования своих педагогических знаний, умений и навыков все преподаватели училища прошли через организованные Министерством просвещения 3-х и 4-х месячные Факультеты повышения квалификации (в г. Москве, Орехове-Зуеве, Орле и других городах).
Проверкой их профессиональной пригодности стала аттестация преподавателей.
Огромную, очень нужную работу проводили методические объединения преподавателей: обмен опытом работы (взаимопосещения, анализ уроков, распространение передового опыта), со¬здание кабинетов.
Урок - основная форма учебно-воспитательной работы - это одна из основных тем, над которыми работал коллектив училища.
Именно здесь, на уроке, будущие учителя познают секреты педагогического мастерства, законы дидактики. И не толь¬ко на специальных уроках педагогики, психологии, частных методик. Урок каждого преподавателя по любому предмету - образец преподавания для учащихся. Если у одного преподавателя настойчиво внедряется заучивание учебного материала на уроке, у другого - вовлекаются в рассуждения все учащиеся класса, третий, излагая исторические факты, за каждым событием учит видеть перво¬причину и наглядно раскрывает ее, то все это само по себе является школой воспитания будущего учителя. Напоминание: «Вы - будущие учителя» - тонко, ненавязчиво звучит почти на каждом уроке, и учащиеся понимают: это пригодится в школе.
В эти годы вершины своего педагогического мастерства достиг¬ли многие преподаватели училища. Большую руководящую и организующую роль в работе училища играла партийная организация. Партийное бюро оказывало огромную помощь администрации училища, коллегиально решая многие нелегкие вопросы, ставя во главе наиболее трудных дел и начинаний активных и умелых работников. Партийная организация была постоянным помощником молодежных организаций училища (комсомола, профсоюза). Секретарями парторганизации училища избирались Тимощенкова М.И., Клыкова Е.М., Раскопина Н.А., Литвинова Ю.Н., Русанов В.Н.
Помощником педагогического коллектива являлся комсомол. Комитет комсомола вкладывал много труда и времени в организацию и проведение воспитательной работы в училище. Училище несколько лет подряд являлось полностью комсомольским.
Чтобы иметь представление о работе комсомола этих лет, обратимся к заметке, помещенной в газете «Советское Прикамье» I8/XI-I970 года. Она называлась «На главном направлении» и написана Любой Глушпак, которая несколько лет возглавляла комитет комсомола училища.
«Для нас, - писала она, - главным направлением остается добросовестное отношение к учебным занятиям, высокая успеваемость, чтобы в совершенстве овладеть знаниями, необходимыми учителю. Комитет ВЛКСМ, а он объединяет 414 комсомольцев, организует общественные смотры комсомольских групп,
проводит рейды по общежитиям, проверяет подготовку к учебным занятиям, каждую неделю обновляет училищный «открытый журнал», где проставляются оценки успеваемости учащихся.
Рассказывая о работе комсомольской организации училища, Л. Глушпак отмечает большую агитационную работу комсомола (в течение учебного года прочитано около 150 лекций и докладов, поставлено 14 концертов), успешную работу на уборке картофеля в подшефном колхозе «Красногорец». В июне провели туристический слет в д. Гольяны. Участвовали в трудовых субботниках и спортивных соревнованиях.
В смотре-конкурсе комсомольских групп средних специальных учебных заведений, как отмечает газета «Советское Прикамье», Осинское педагогическое училище завоевало первое место и почетное Красное знамя обкома комсомола (Секретарем комитета комсомола была Жигарева Наташа, теперь Кашинцева Н.В.)
1969 год - 50-летие училища. К этому юбилею для усиления профессионального воспитания учащихся был создан музей истории училища. Музей основала педагог-энтузиаст, в то время завуч педагогического училища, Матильда Ивановна Тимощенкова (1913-1988 г.г.). Не желая собственных сил и времени, с помощью преподавателей труда Г.М. Трефилова, Л.Н Чугаева, привлекая к работе других преподавателей и учащихся, Матильда Ивановна систематизировала имевшиеся в училище материалы: документы, отчеты, воспоминания, фотографии, смонтировав стенды, витрины, снабдив фотографии надписями, упорядочив оставшиеся материалы.
Все это было размещено в 3 кабинете. И музей начал работать...
С него начинается работа по адаптации каждою нового приема, привития любви к избранной профессии.
В последующие годы приложили немало усилий для пополнения материалов училища и его работы В.К. Румянцева, Г.М. Бабушкина, Н.Г. Белоусова, Ю.Н. Литвинова (с 1994 года).
Музей имеет свой совет, своих лекторов-экскурсоводов из числа учащихся. Через музей осуществляется связь с выпускниками. Организуются встречи выпускников. Как много интересного и ценного поведали выпускники 1923-27 годов. Незабываемы встречи выпускников, собравшихся отметить 50-летие училища. Главное, что звучало в выступлениях - слова искренней благодарности училищу, его преподавателям и высокая оценка труда учителя.
В музее создаются сменные стенды о судьбе выпускников, их жизни, работе, планах; здесь сосредоточены отзывы об их работе.
С 1967 года стали организовываться строительные отряды учащихся. С их помощью строился первый в районе спортивный зал училища, объемом около 900 куб. метров. Почти все, начиная с изготовления кирпича (а его было изготовлено не менее 100 тысяч штук!), здесь выполнено руками учащихся. Возглавлял стройотряд ШАБУНИН СТАНИСЛАВ НИКОЛАЕВИЧ.
В 1968 году спортзал сдан в эксплуатацию. И вот уже в районной газете появляется сообщение председателя спорткомитета Р. Шелунцова: «19 января новый спортивный зал Осинского педучилища принимал первых гостей - волейболистов села Елово. Еловцы привезли две команды. Игры закончились в пользу команды города Осы».
Несколько лет подряд ученические строительные отряды училища работали на строительстве школы и клуба в подшефном колхозе «Красногорец», а также на строительстве лыжной базы училища и своего общежития на 262 места.
4-х этажное общежитие сдано в эксплуатацию в 1969 году, оно значительно улучшило условия проживания учащихся. Для дальнейшего улучшения условий их жизни началось строительство столовой (1978 г.).
Много труда вкладывали учащиеся в подготовку к новому учебному году. Зачастую такой труд не поддается учету, но очень ощутим: копка траншей под водопровод, перевод учебного корпуса с печного на паровое отопление, уборка территории, подготовка теплицы, уход за садом и цветником, уборка территории города, посадка деревьев и т.п.
Организованно проводится работа в подшефном колхозе «Красногорец». Ежегодно трудовые бригады учащихся производили уборку картофеля с площади 100-150 га, отсортировку картофеля для посадки (500 ц). Кроме того, силами училища оформлялась наглядная агитация в красном уголке колхоза, оказывалась методическая помощь школам, расположенным на территории подшефного колхоза.
В этой работе огромна роль мужской части педагогического коллектива - это Г. М. Трефилов, П.П. Богатырев, В.А. Макашин И.Ф. Пырьев, И.Д. Новичихин, Н.И. Лебедев, Г.С. Белов, Е.А. Храмцов, Л.Н. Чугаев, Ю.П. Савельев, С.А. Ушахин, В.А. Соколов. Умение организовать учащихся на труд, обеспечить продуктами питания, помочь, подбодрить в трудных обстоятельствах, организовать досуг вечером и в дождливые дни, стремление, насколько это возможно, освободить от полевых работ женщин-педагогов, взять на себя главную тяжесть - все это отличало удивительно чутких и умелых преподавателей-мужчин училища.
В 1970 году в училище пришла радостная весть: Клыковой Елене Михайловне присвоено звание «Заслуженный учитель школы РСФСР». Она выпускница педучилища, окончила его в военном 1943 году. А в училище оказалась следующим образом. Когда училась в 7 классе, в школу пришел директор Осинского педучилища Шарцев Тихон Фомич. Он рассказал об училище, убеждал, что профессия учителя самая важная в любой стране. Дополнительным толчком для поступления в училище был совет старшего брата Валерьяна. В семье три сестры и брат, а мама одна, надо было приобретать профессию. И так получилось, что все три сестры в разные годы поступили в училище.
Елена Михайловна отмечает, что и в годы войны в училище оставались неизменным строгое расписание, уроки, практика, шефская работа в госпиталях, работа в колхозе. Немало выпускников 1943 года ушли на фронт. Елена Михайловна поступила в детский дом № 3, воспитывала эвакуированных детей. Никогда не потускнеют в памяти годины тяжелых испытаний. После окончания войны она поступает в Пермский пединститут. В 1949 году, получив диплом историка, направляется в родное училище. Влиться в коллектив помогли директор Ситенов В.А., завуч Конторович С.Г.
С каждым годом совершенствовала свое мастерство. Доходчиво объясняла новый материал. Обладала способностью охватывать всех. Каждому учащемуся казалось, что смотрит только на него, объясняет только ему. Чувствуется большая эрудиция преподавателя. Уроки всегда были методически совершенны, глубоки по содержанию, увлекательны по форме, это были лекции высокого идейного накала, призывающие узнавать и узнавать историю своей Родины. Под ее началом в педучилище работает школа молодого лектора и исторический кружок. Елена Михайловна несет и большую общественную нагрузку – депутат, член райкома, секретарь парторганизации училища, пропагандист.
Позднее будет награждена орденом «Знак Почета» и другими наградами…