Путевка в жизнь
Истоки создания нашего педагогического училища идут со времен Гражданской войны в России (1918-1920г.г.). В ходе этой войны решался вопрос о власти: либо пролетарии и беднейшее крестьянство, возглавляемые большевиками, либо буржуазия. Как бы ни рассматривались сегодня эти события, как бы ни решался этот вопрос, кто больше виноват в развязывании войны, они произошли. И оставим глубокое осмысление произошедших событий историкам. Желательно, чтобы единственным критерием их изучения была - Правда. Мы же освещаем события так, как дошли до нас документы и воспоминания очевидцев тех лет.
Победившая в ходе Гражданской войны Советская власть уже с первых дней обратила внимание на развитие народного образования. Летом 1919 года для пропаганды решений VIII съезда РКП/б/ Лениным была послана по Волге на агитпароходе «Красная звезда» бригада инструкторов. Членом этой бригады была Н.К. Крупская.
7 августа агитпароход причалил к пристани города Оса. Масса людей встречала прибывших. Как вспоминает очевидец этих событий Умпелева А.И., люди с интересом осматривали выставку машин, расположенную на барже, плакаты, диаграммы и книги в салонах агитпарохода, смотрели кинокартины, которые демонстрировались прямо под открытым небом. А на следующий день с балкона бывшей Земской управы и в Летнем театре выступала Н.К. Крупская. Она говорила о том, что молодая республика нуждается в хорошо подготовленных учителях для только что созданной совет-ской школы. Она убедилась, что в Осинском уезде очень тяжелое положение с народным образованием, ощущается острейшая нужда в учителях, и обещала поднять эти вопросы в Наркомпросе республики.
После отъезда Н.К. Крупской группа педагогов-энтузиастов активно взялась за работу. Решили преобразовать учительскую семинарию в педагогические курсы.
Впервые вопрос о реорганизации семинарии обсуждался 20 сентября 1919 года на собрании представителей: от УОНО - Мальцев и Абдусалямов, от УКОМА - Дурасов, от вновь назначенных преподавателей - Калугина. Этой инициативной группой была проделана следующая работа: найдено помещение (дома кожевенных заводов), составлен учебный план, сделан подбор преподавателей, как для русского отделения, так и для мусульманского. Вот первые пять преподавателей на русском отделении: Калугина О.Н. - физика, математика; Завьялова Т.И. - русский язык, география; Чистяков И.Р. - психология; Мальцев И.А. - обществоведение; Шилова И.П. - гигиена. Трое из них имели высшее образование, двое - учительский институт. На мусульманском отделении: Кабиров - обществоведение; Ягофаров Карим - математика, педагогика; Абдусалямов - естествознание; Минькин - родной язык; Ягофарова Назалия - математика, пение.
На русское отделение было принято 52 человека: по 26 человек в подготовительную, группу и первую основную. На мусульманское - 55 человек. Учебные пособия приходилось добывать, почти с боем, у школы II ступени, где сосредоточились пособия всех средних учебных заведений, какие были в Осе. Из-за недостатка преподавателей каждому приходилось вести по 36 часов в неделю, плюс кружковая работа.
В числе организаторов курсов были Иван Андреевич Мальцев, Ольга Николаевна Калугина.
Завучем педкурсов была Ольга Николаевна Калугина, уроженка города Осы. Она сыграла большую роль в организации и налаживании работы молодого учебного заведения. С золотой медалью окончила Осинскую женскую гимназию, позже досрочно с дипло¬мом I степени - Московские женские курсы и работала преподавателем физики и математики в Чердынской женской гимназии. После освобождения Осы от колчаковских войск вернулась в родной город, была участницей встречи с Н.К. Крупской в 1919 году. В 1922г. уехала в Москву, работала в. Моссовете, Педакадемии им. Крупской. Умерла от тифа в 1932 году.
Нелегко формировался коллектив преподавателей курсов. Среди принятых на работу были истинные энтузиасты и специалисты педагогической работы, но были и случайные люди.
Большинство учащихся были членами Российского Коммунистического союза молодежи. Массовыми явлениями были субботники. Ходили на выгрузку леса из Камы, на строительство электростанции (про электричество курсистки лишь слышали, но никто из них его не видел, и строительство электростанции, по их собственному признанию, было первым камнем в строительстве коммунизма). А потому шли на субботники с революционными песнями. Впоследствии, уже в 1922 году, общежития были освещены электричеством. Это было величайшим событием в жизни учащихся. Учащиеся-комсомольцы принимали активное участие в общественной жизни города и уезда.
Первый год работы курсов завершился поездкой учащихся по Уралу, впечатления от которой были незабываемы.
В 1920 г. курсы были переведены в здание бывшего Высшего начального училища (сейчас угол улиц К. Маркса и Свердлова). В первые два года существования педкурсов активно работал орган самоуправления, который и определял систему наказаний за проступки: бездействие ответственных - внеочередное дежурство от 1 до 3 дней, оскорбление личности товарища - мытье полов, пропуски уроков - общеполезный труд, плохое поведение вне курсов - внеочередное дежурство в столовой, порча казенных вещей - общеполезный труд, воровство - бойкот от 1 до 3 дней, драка - мытье полов в общежитии.
В 1921 году педкурсы были преобразованы в педтехникум.
Тогда же был переведен в Пермь и первый директор педкурсов И.А. Мальцев. В августе 1922 г. техникум разместился в здании бывшей женской гимназии. Директором был назначен Няшин Василий Степанович.
17 июня 1923 года состоялось торжественное заседание, посвященное первому выпуску. С приветственным словом к выпускникам обращались предста¬вители местных органов власти, Губернского отдела народного образования, младшие курсы. Губернский профсоюзный комитет образования (губпрофобр) выделил каждому из 13 выпускников книги: «Школа детства», «В лаборатории народного учителя», «Организация занятий в сельской школе». Директор В.С. Няшин высказал пожелания, чтобы выпускники постоянно поддерживали связь с педтехникумом. Затем состоялся концерт из трех отделений. После концерта выпускники собрались в буфете и долго вспоминали годы учения, говорили о проделанной работе.
«Годы шли, но обстановка в педтехникуме была крайне проста и бедна, - вспоминает выпускница 1926 года Макарова Анна Федоровна. - Учились почти без учебников. С тетрадями было из рук вон плохо. В общежитии тоже бедность. То были годы, невероятно тяжелые для страны. Мы, учащиеся, преимущественно приехали из сел и деревень, без всяких претензий. Многие из нас имели слабое развитие, невероятно низкую культуру, а знания - самые разношерстные. Принимали без экзаменов. Большинство из нас одевались более, чем скромно. Преимущественно носили домотканое, из холста. Никогда не забуду, как Рая Шаймова на вечере танцевала в лаптях! Однако настроение было боевое. А главное - жажда знаний, трудолюбие, великое терпение, уверенность в своих силах, энтузиазм.
За 4 года учебы мы изменились до неузнаваемости, выросли духовно, знания получали не только на уроках. Большинство из нас читали много художественной литературы, вели большую общественную работу, много спорили, увлекались самодеятельностью. Когда я была на III курсе, меня избрали секретарем комсомольской органи¬зации техникума. Комсомольцев было 102 человека, а всех учащихся - около 130. В те годы мы были активнейшими общественниками. У нас был неплохой хор, которым руководил опытный преподаватель, старичок Сюткин. Наш хор был единственным в городе. Где мы только не выступали! Приходилось даже обслуживать похороны!
Пели революционные песни. Народные не особенно любили, что объясняется нашей низкой музыкальной культурой. Стихи читали самые революционные - бодрые, призывные. В течение четырех лет была «штатным» чтецом. Особенно любила «Белое покрывало». Немало у нас было любителей театрального искусства. Но для драмкружка не было условий.
Выходцы в своем большинстве из крестьян, мы не гнушались физического труда. На субботники ходили дружно. Пилили и кололи дрова, ежедневно дежурили на кухне, топили сами баню. Чтобы заработать денег для экскурсии, мы нанимались на разные работы: чистили весной городскую площадь, сбрасывали снег с домов различных учреждений.
С великим удовольствием вспоминаю друзей своей юности. Одеты были плохо, питались скудно, но были энтузиастами. Часто по субботам устраивали вечера. Много танцевали, а еще больше пели.
Преподаватели были в основном хорошие. А ведь глубокая вера в учителя имеет большое значение! Очень хорошо помню Няшина В.С., Ушакову Е.И., Кожина А.С., Попова И.А., Петровых Ф.И., Чистякова И.Р., Шиловых, Сюткина (преподавателя пения)».
Победившая в ходе Гражданской войны Советская власть уже с первых дней обратила внимание на развитие народного образования. Летом 1919 года для пропаганды решений VIII съезда РКП/б/ Лениным была послана по Волге на агитпароходе «Красная звезда» бригада инструкторов. Членом этой бригады была Н.К. Крупская.
7 августа агитпароход причалил к пристани города Оса. Масса людей встречала прибывших. Как вспоминает очевидец этих событий Умпелева А.И., люди с интересом осматривали выставку машин, расположенную на барже, плакаты, диаграммы и книги в салонах агитпарохода, смотрели кинокартины, которые демонстрировались прямо под открытым небом. А на следующий день с балкона бывшей Земской управы и в Летнем театре выступала Н.К. Крупская. Она говорила о том, что молодая республика нуждается в хорошо подготовленных учителях для только что созданной совет-ской школы. Она убедилась, что в Осинском уезде очень тяжелое положение с народным образованием, ощущается острейшая нужда в учителях, и обещала поднять эти вопросы в Наркомпросе республики.
После отъезда Н.К. Крупской группа педагогов-энтузиастов активно взялась за работу. Решили преобразовать учительскую семинарию в педагогические курсы.
Впервые вопрос о реорганизации семинарии обсуждался 20 сентября 1919 года на собрании представителей: от УОНО - Мальцев и Абдусалямов, от УКОМА - Дурасов, от вновь назначенных преподавателей - Калугина. Этой инициативной группой была проделана следующая работа: найдено помещение (дома кожевенных заводов), составлен учебный план, сделан подбор преподавателей, как для русского отделения, так и для мусульманского. Вот первые пять преподавателей на русском отделении: Калугина О.Н. - физика, математика; Завьялова Т.И. - русский язык, география; Чистяков И.Р. - психология; Мальцев И.А. - обществоведение; Шилова И.П. - гигиена. Трое из них имели высшее образование, двое - учительский институт. На мусульманском отделении: Кабиров - обществоведение; Ягофаров Карим - математика, педагогика; Абдусалямов - естествознание; Минькин - родной язык; Ягофарова Назалия - математика, пение.
На русское отделение было принято 52 человека: по 26 человек в подготовительную, группу и первую основную. На мусульманское - 55 человек. Учебные пособия приходилось добывать, почти с боем, у школы II ступени, где сосредоточились пособия всех средних учебных заведений, какие были в Осе. Из-за недостатка преподавателей каждому приходилось вести по 36 часов в неделю, плюс кружковая работа.
В числе организаторов курсов были Иван Андреевич Мальцев, Ольга Николаевна Калугина.
Завучем педкурсов была Ольга Николаевна Калугина, уроженка города Осы. Она сыграла большую роль в организации и налаживании работы молодого учебного заведения. С золотой медалью окончила Осинскую женскую гимназию, позже досрочно с дипло¬мом I степени - Московские женские курсы и работала преподавателем физики и математики в Чердынской женской гимназии. После освобождения Осы от колчаковских войск вернулась в родной город, была участницей встречи с Н.К. Крупской в 1919 году. В 1922г. уехала в Москву, работала в. Моссовете, Педакадемии им. Крупской. Умерла от тифа в 1932 году.
Нелегко формировался коллектив преподавателей курсов. Среди принятых на работу были истинные энтузиасты и специалисты педагогической работы, но были и случайные люди.
Большинство учащихся были членами Российского Коммунистического союза молодежи. Массовыми явлениями были субботники. Ходили на выгрузку леса из Камы, на строительство электростанции (про электричество курсистки лишь слышали, но никто из них его не видел, и строительство электростанции, по их собственному признанию, было первым камнем в строительстве коммунизма). А потому шли на субботники с революционными песнями. Впоследствии, уже в 1922 году, общежития были освещены электричеством. Это было величайшим событием в жизни учащихся. Учащиеся-комсомольцы принимали активное участие в общественной жизни города и уезда.
Первый год работы курсов завершился поездкой учащихся по Уралу, впечатления от которой были незабываемы.
В 1920 г. курсы были переведены в здание бывшего Высшего начального училища (сейчас угол улиц К. Маркса и Свердлова). В первые два года существования педкурсов активно работал орган самоуправления, который и определял систему наказаний за проступки: бездействие ответственных - внеочередное дежурство от 1 до 3 дней, оскорбление личности товарища - мытье полов, пропуски уроков - общеполезный труд, плохое поведение вне курсов - внеочередное дежурство в столовой, порча казенных вещей - общеполезный труд, воровство - бойкот от 1 до 3 дней, драка - мытье полов в общежитии.
В 1921 году педкурсы были преобразованы в педтехникум.
Тогда же был переведен в Пермь и первый директор педкурсов И.А. Мальцев. В августе 1922 г. техникум разместился в здании бывшей женской гимназии. Директором был назначен Няшин Василий Степанович.
17 июня 1923 года состоялось торжественное заседание, посвященное первому выпуску. С приветственным словом к выпускникам обращались предста¬вители местных органов власти, Губернского отдела народного образования, младшие курсы. Губернский профсоюзный комитет образования (губпрофобр) выделил каждому из 13 выпускников книги: «Школа детства», «В лаборатории народного учителя», «Организация занятий в сельской школе». Директор В.С. Няшин высказал пожелания, чтобы выпускники постоянно поддерживали связь с педтехникумом. Затем состоялся концерт из трех отделений. После концерта выпускники собрались в буфете и долго вспоминали годы учения, говорили о проделанной работе.
«Годы шли, но обстановка в педтехникуме была крайне проста и бедна, - вспоминает выпускница 1926 года Макарова Анна Федоровна. - Учились почти без учебников. С тетрадями было из рук вон плохо. В общежитии тоже бедность. То были годы, невероятно тяжелые для страны. Мы, учащиеся, преимущественно приехали из сел и деревень, без всяких претензий. Многие из нас имели слабое развитие, невероятно низкую культуру, а знания - самые разношерстные. Принимали без экзаменов. Большинство из нас одевались более, чем скромно. Преимущественно носили домотканое, из холста. Никогда не забуду, как Рая Шаймова на вечере танцевала в лаптях! Однако настроение было боевое. А главное - жажда знаний, трудолюбие, великое терпение, уверенность в своих силах, энтузиазм.
За 4 года учебы мы изменились до неузнаваемости, выросли духовно, знания получали не только на уроках. Большинство из нас читали много художественной литературы, вели большую общественную работу, много спорили, увлекались самодеятельностью. Когда я была на III курсе, меня избрали секретарем комсомольской органи¬зации техникума. Комсомольцев было 102 человека, а всех учащихся - около 130. В те годы мы были активнейшими общественниками. У нас был неплохой хор, которым руководил опытный преподаватель, старичок Сюткин. Наш хор был единственным в городе. Где мы только не выступали! Приходилось даже обслуживать похороны!
Пели революционные песни. Народные не особенно любили, что объясняется нашей низкой музыкальной культурой. Стихи читали самые революционные - бодрые, призывные. В течение четырех лет была «штатным» чтецом. Особенно любила «Белое покрывало». Немало у нас было любителей театрального искусства. Но для драмкружка не было условий.
Выходцы в своем большинстве из крестьян, мы не гнушались физического труда. На субботники ходили дружно. Пилили и кололи дрова, ежедневно дежурили на кухне, топили сами баню. Чтобы заработать денег для экскурсии, мы нанимались на разные работы: чистили весной городскую площадь, сбрасывали снег с домов различных учреждений.
С великим удовольствием вспоминаю друзей своей юности. Одеты были плохо, питались скудно, но были энтузиастами. Часто по субботам устраивали вечера. Много танцевали, а еще больше пели.
Преподаватели были в основном хорошие. А ведь глубокая вера в учителя имеет большое значение! Очень хорошо помню Няшина В.С., Ушакову Е.И., Кожина А.С., Попова И.А., Петровых Ф.И., Чистякова И.Р., Шиловых, Сюткина (преподавателя пения)».